|
Время |
Этап урока |
Что делают |
результат |
|
название |
цель |
учитель |
ученики |
|
1 мин |
Начальный |
Постановка целей урока: обучающая, воспитывающая, развивающая |
1. Дает указания о структуре урока: постановка опытов, слушание выступлений, просмотр в\ф, выполнение теста. |
1. Слушают учителя. |
Интерес к проблеме, мотив к познанию |
|
|
|
Повторить основные понятия
|
2. Ставит вопрос:
обьясните различие между проводниками и диэлектриками с точки зрения электронных представлений.
Будут ли взаимодействовать электрические заряды в вакууме?
Что такое электрон?
Какими свойствами он обладает?
Как изменится электрический заряд, если число электронов на нем увеличить, уменьшить?
Что вы понимаете под электрическим зарядом?
Как образуются ионы?
Что такое положительный ион?
Что такое отрицательный ион? |
2. Отвечают на поставленные вопросы. |
Созданы условия для восприятия новых понятий. |
|
Постановка проблемы |
3. Нужно обьяснить данное явление.
4. Что общего между огурцом соленным и источником тока? |
3. Учащийся демонстрирует опыт: свечение лампы от эбонитовой палочки.
4. Ученик показывает огурец и электрический элемент. |
Интерес к проблеме. |
|
Основной |
Изучить новый материал |
5. Предлагает учащимся показать значение электрической энергии в жизни людей.
6. Что означает слово ток?
Проанализируйте слово ток.
7. Предлагает обьяснить механизм опыта с точки зрения электронных представлений.
8. Учитель предлагает обьяснить опыт.
9. Учитель просит сформулировать определение «электрический ток в металлах».
10. Учитель уточняет определение и просит его записать в тетрадях.
11. Газы не являются проводниками, значит в них нет электронов проводимости.
12.Тогда движение каких заряженных частиц обеспечило ток в лампе?
|
5.Высказывают свои соображения.
6.Один из учащихся по словарю обьясняет слово ток.
7. Учащийся выполняет опыт с 2 шарами, один из которых имеет заряд +. Его соединяет проводником с другим шаром. Стрелка 1-го немного опадает, а второго поднимается.
Рисуют на доске и в тетрадях электрометры и показывают движение электронов
8.Ученица повторяет опыт, но заменяет проводник на лампу. Лампа вспыхивает.
9. Ученики пытаются дать определение «электрический ток».
10. Ученики записывают определение в тетрадях.
11. Ученик делает опыт: натирает лампу дневного света полиэтиленом, пампа светится в темноте.
12. Учащиеся пытаются прийти к выводу, что в газах ток обеспечивается ионами + и -- |
Понимание значения слова «ток»
Формируется понятие электрического тока в металлах
Формируется понятие электрического тока в газах и жидкостях |
|
|
|
13. Подводит к определению тока как направленного движения заряженных частиц (электронов. Ионов + и -) под действием электрического поля.
14. В жидкостях (электролитах, растворах и т. д,) ток создается тоже ионами.
15. При каких условиях возникает ток?
Обьясните опыт по свечению лампы от эбонитовой лампочки?
16. Учитель делает вывод о необходимости постоянного электрического поля и замкнутой цепи, чтобы ток был непрерывным. |
13. Делают определение тока и записывают в тетради.
14. Ученик делает опыт (по электролизу меди) проводимости жидкости
15. Высказывают свои суждения и приходят к выводу, что необходимо наличие электрического поля. Делают запись в тетрадях.
16. Ученик демонстрирует опыт по свечению лампы газоразрядной в электрофорной машине |
Условия существования тока. |
|
|
|
17. Чтобы электрический ток существовал в проводнике длительно необходимо все время поддерживать в нем электрическое поле. Как это сделать?
18. Определение: особые устройства, создающие электрические поля, называют источниками тока или генераторами.
19. Роль источника тока сводится к созданию и поддержанию электрического поля путем разделения зарядов. Чтобы разделить электрические заряды нужно совершить работу.
За счет какой энергии совершается эта работа?
20. Вызывается ученик для демонстрации электрофорной машины.
|
17. Приходят к мысли. Что необходимы специальные устройства - источники питания. Генераторы.
18. Делают запись в тетрадь.
19. Высказывают догадки, суждения.
20. Ученик демонстрирует опыт по свечению трубки между кондукторами электрофорной машины. При вращении дисков происходит разделение зарядов и накопление их на кондукторах. В лампе возникает эл. ток под действием поля (свечение). Разделение зарядов произошло за счет механической энергии. |
Формируем
понятие источника тока. |
|
|
|
21. Может ли электрическая энергия вырабатываться за счет тепловой энергии?
22. За счет световой энергии?
23. Какие элементы есть у каждого источника
24. Гальванические элементы. Демонстрируем работу элемента Вольта. Обращаем внимание на наличие 2 разных металлов (цинк и медь и т.п. или цинка и угля) и электролита.
Говорим о электролитической диссоциации.
25. Предлагает послушать краткие выступления о Вольта и Гальвани.
26. Рассмотрите по учебнику стр. 69 рисунок 46 и расскажите устройство гальвваничес5ого элемента.
|
21. Ученик демонстрируют опыт с термоэлементом. Делают вывод: электрическая энергия может вырабатываться за счет тепловой энергии. Запись в тетрадях.
22. . Ученик демонстрируют опыт с фотоэлементом. Делают вывод: электрическая энергия может вырабатываться за счет световой энергии. Запись в тетрадях.
23. Делают вывод: у всех источников есть два полюса + и -
24. Учащиеся слушают и записывают.
25. Ученицы делают краткий доклад о Гальвани и Вольта
26. Ученики раскрывают учебник и изучают устройство сухого элемента. |
Устройство и принцип работы гальванических элементов |
|
|
|
27. Сделайте фронтальную работу: изучите устройство гальванического элемента.
28. Определение: источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических.
29. Так что же общего между огурцом и гальваническим элементом?
30. Предлагает ученику рассказать о кислотных аккумуляторах.
31. Предлагает ученику рассказать о щелочных аккумуляторах.
32. Какие превращения энергии происходят в аккумуляторах?
Как происходит зарядка и для чего она нужна?
Где применяются аккумуляторы? |
27. Ученики берут сухой элемент и находят все его элементы.
28. Записывают определение в тетрадь.
29. Ученик выходит и демонстрирует превращение огурца в гальванический элемент
30.Ученик рассказывает о кислотных аккумуляторах.
31. Ученик рассказывает о щелочных аккумуляторах.
32.Ученики дают ответ |
|
|
итоговый |
Свести воедино полученные сведения |
Просмотрим видео фрагмент. |
Смотрят видеофрагмент |
Суммируются полученные знания |
|
Закрепление |
Применить новые знания. |
Отвечаем на вопросы теста |
Работают по тесту |
Решается тест |
|
Домашнее задание |
|
Комментирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание.§32,34. стр.184 №26-30
Пинский §7.1-7.2 стр. 190 №7.1- 7.3 |
|